- Вербное воскресенье (Цахказард) в Армянской Церкви
Вербное воскресенье (Цахказард) в Армянской Церкви
В последнее воскресенье Великого поста Армянская Апостольская церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). В 2011 г. эта дата приходится на 17 апреля.
По-армянски этот день называется Цахказард, что в переводе означает "Украшенный цветами", и посвящен триумфальному входу Иисуса Христа в Иерусалим перед Пасхой. Этот день также знаменует начало недели Страстей Господних ‑ страданий Христа, которые он претерпел, приняв их на себя во искупление грехов человечества.
Толпы народа, шедшие в Иерусалим на празднование Пасхи, вышли навстречу Христу с восклицаниями "Осанна! Благословен грядущий во имя Господне" и устилали путь Господу пальмовыми и оливковыми ветвями, так как в древности ветвь оливы считалась символом мудрости, мира, славы и ликования. В России оливу заменила верба, поэтому воскресенье и называется Вербным.
В канун церковного праздника в церквях открываются занавеси алтаря, а на следующий день после богослужения совершается Святая Литургия.
В воскресенье утром в храмах освещаются и раздаются народу ветки вербы или оливкового дерева. Мягкие побеги вербы символизируют смирение перед Христом.
Цахказард ‑ древний праздник, истоки которого восходят к дохристианским временам. Смыслом праздника является встреча весны, которая сопровождается посадкой деревьев и знаменует счастливое и плодовитое соединение молодых.
Большая часть церемоний этого праздника посвящена пробуждению весны – именно весной природа начинает пробуждаться и цвести, из чего следует, что название праздника Цахказард связано с обилием цветов.
Другое название этого праздника Царзардар (украсить дерево) опять‑таки символизирует приход весны, и в знак этого люди украшали свои дома и дворы освященными ветками вербы или оливы, хранили их для защиты от урагана, метели, а затем сжигали и пепел рассеивали по ветру для защиты от бед.
В освященных ветках народ видел загадочную силу, с помощью которой мог противостоять стихийным бедствиям природы.
Также в прошлом в праздник Цахказард был обычай украшать цветными лентами деревья, растущие неподалеку от церкви, и развешивать на ветках плоды, что символизировало и связь с культом плодородия.
Цахказард также молодежный праздник: в этот день парни и девушки надевали все самое красивое, молодые парни с корнем вырывали молодую иву и украшали ее ветки разноцветными кусочками материи, чтобы отнести ее своей любимой девушке. Следы этого обычая сохранились в некоторых селах и по сей день.
Немного отдохнув днем, к полуночи юноши спешили в церковь. И первый из них, кто успевал раньше всех, звонил в колокол, а другие шли будить священника. Служба длилась до рассвета. Утром после освящения деревьев, народ, в особенности молодые, сорвав с деревьев по одной ветке, несли их домой, сажали в землю или вешали под потолком. Этой же ночью, по предварительной договоренности, проводились обручения новоиспеченных пар. Все это сопровождалось народными песнями и плясками.
В Цахказард, несмотря на то, что был Пост, готовились сладости и другая вкусная еда.
Католикос Всех Армян Гарегин II провозгласил Цахказард Днем благословения детей, в память о том, что во время въезда Иисуса в Иерусалимский храм дети с ликованьем восклицали: "Осанна Сыну Давидову" (Мат. 21:15).
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.